9 класс. Литература. Н.В.Гоголь. «Мертвые души».

9 класс. Литература. Н.В.Гоголь. «Мертвые души».

Комментарии преподавателя

Урок № 1.

Тема:                                  Н.В. Гоголь «Мёртвые души».

История создания, особенности сюжета, система образов.

Цель: познакомить с особенностями сюжета и системой образов поэмы «Мёртвые души».

Задачи:

       образовательные:

- выявление в произведении конкретно - исторического и общечеловеческого содержания; - дать представление об истории создания и образной системе поэмы;

       развивающие:

- развивать эмоциональное восприятие художественного текста;

-  развивать читательскую культуру и понятие авторской позиции Н.В .Гоголя;

       воспитательные:

- формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, любви и уважения к литературе и культурным ценностям Отечества.

Тип урока:  лекция учителя.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, презентация.

Ход урока:          

                             I.  Орг. момент:

                            II Лекция учителя:

по ходу работы ведётся запись учащимися в тетрадь основных понятий, отдельных пунктов лекции.

План лекции:

1. Как Н.В.Гоголь работал над поэмой «Мёртвые души»

2. Жанровое своеобразие поэмы.

Запись в тетрадь: Гоголь определения жанр «Мёртвых душ» как поэму, подчеркнув тем самым равноправие эпического (повествовательного) и лирического начал в своём произведении.

З. Построение поэмы «Мёртвые души». Система образов.

(Работа ведётся с опорной схемой. Она — на доске.  По ходу объяснения учащиеся записывают её в тетрадь).

Композиционные звенья поэмы.

1 глава

«вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет

развито автором

(приезд Чичикова в город, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры).

 2- 6 главы

Изображение жизни российских помещиков

 7- 10 главы –

Изображение губернского города

( в его пределах завершается характеристика владельцев усадеб. На центральное место выходит мир чиновников).

 11 глава-

Повествование о жизненной судьбе сюжетообразующего героя поэмы- Чичикова

1 глава

«вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет

развито автором

(приезд Чичикова в город, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры).

 

 2- 6 главы

Изображение жизни российских помещиков

 7- 10 главы –

Изображение губернского города

( в его пределах завершается характеристика владельцев усадеб. На центральное место выходит мир чиновников).

 11 глава-

Повествование о жизненной судьбе сюжетообразующего героя поэмы- Чичикова

 (Учитель комментирует схему, делая пояснения о ведущих персонажах каждого композиционного звена).

4.  Деталь как средство создания образов героев «Мёртвых душ».

Запись в тетрадь:  деталь (от французского detаi1 — часть, подробность) - значимая подробность, частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения.

Принципы отбора деталей и их функции:

1. деталь как средство типизации (типичность города, гостиницы, типичность в одежде)

2.  деталь как средство индивидуализации (например, Манилов: портрет, речь, дом, кабинет, еда.)

                               III Заключительное слово учителя:

Вот и познакомились мы с сюжетом «Мёртвых душ». Множество героев, разнообразие обстоятельств...

А вот и главный герой - путешественник  П.И.Чичиков.

Только вот цель его путешествия вас поразит: покупка мёртвых душ.

Войдя в художественный мир «Мёртвых душ», вы увидите всю Русь и воскликните вслед за Пушкиным: «Боже! Как грустна наша Россия!»

                              IV Организация д /з:

Прочитайте главу 1 «Мёртвых душ» и проследите маршрут Чичикова по губернскому городу, прочитайте статью учебника об истории создания поэмы.

Урок № 2

Тема:                                   В губернском городе NN.

Цель:   проанализировать главу 1 поэмы «Мёртвые души», выявить отношение к городу Чичикова и автора.

Задачи:

       образовательные:

- учить находить главное из общего;

- выявить отношение к городу Чичикова и автора;

       развивающие:

- развивать образное и аналитическое мышление;

- развивать устную речь учащихся;

       воспитательные:

- выявление в произведении конкретно - исторического и общечеловеческого содержания;

- воспитание духовно развитой личности.

Тип урока:   урок- экскурсия.

Оборудование: портрет Н.В.Гоголя.

Оформление доски:

- запись темы «В губернском городе NN»;

- запись вопроса, который станет главным вопросом урока: «Как относятся к городу Чичиков и автор».

Ход урока:           1. Орг. момент:

                                   II. Вступительное слово учителя:

- Сегодня мы с вами войдём в художественный мир поэмы Н.В.Гоголя <»Мёртвые души», ведь именно в ней отражена жизнь целых сословий - уездного чиновничества, поместного дворянства.

    У нас сегодня не совсем обычный урок. Мы отправляемся на экскурсию. Правда, экскурсия наша будет не совсем реальной. Рядом с нами незримо будет находиться господин Чичиков. И как при любой экскурсии, нам надо составить маршрут.

(совместно с учащимися составляем маршрут экскурсии.)

В результате — на доске и в тетрадях появляется следующая запись:

1. Гостиница и комната Чичикова.

2. Общая зала и обед.

З. Улица и городской сад.

4. Визиты.

5. Домашняя вечеринка в губернаторском доме.

                               III.  Экскурсия по городу NN:

На уроке работа ведётся непосредственно с текстом поэмы, а именно с главой 1.

Учащиеся находят и зачитывают материалы из главы по плану «маршрута».

Делают выводы.

                               IV. Выводы по теме урока:

- Ну что ж, Чичиков остался доволен осмотром города? А как автор? (иронически)

- Что помогает понять авторскую иронию? (художественные детали:

«Тараканы, выглядывающие, как чернослив, из всех углов», « висела копчёная люстра»).

- Как вы охарактеризуете умиление Чичикова городом? (это умиление не бескорыстно).

- Каково отношение автора к Чичикову?

- Что же можно сказать об этом губернском городе?

                              V. Организация д/з:

прочитать главы 2 и З, составить визитные карточки Манилова и Коробочки

Источники

http://www.youtube.com/watch?v=H9HxypmI53s

http://www.youtube.com/watch?v=Zk0QHXFR8sE

http://www.youtube.com/watch?v=aeOIJVrwkCw

http://www.youtube.com/watch?v=Q6iV8PUW-0s

заставка http://www.youtube.com/watch?v=0hDlK22XAWQ

http://www.youtube.com/watch?v=xb2-9JDYX8Q

http://www.uchportal.ru/load/257-1-0-13108

Файлы