10 класс. Химия. Карбоновые кислоты

10 класс. Химия. Карбоновые кислоты

Комментарии преподавателя

1. Общие способы получения кислот

1. Окисление непредельных углеводородов подкисленным раствором перманганата калия или дихромата калия:

5СHR=CHR + 8KMnO4 + 12H2SO4 = 10RCOOH + 8MnSO4 + 4K2SO4 + 12H2O.

Слева – раствор перманганата калия, справа – результат его взаимодействия с алкеном. Рис. 1.

 

Рис. 1. Окисление непредельных углеводородов (фото Н. Морозовой)

2. Окисление спиртов подкисленным раствором перманганата или дихромата калия: Рис. 2.

3С2Н5ОН + 2K2Cr2O7 + 8H2SO4 = 3СН3СООН + 2Cr2(SO4)3 + 2K2SO4 + 11H2O.

Слева – раствор дихромата калия, справа – результат его взаимодействия с этиловым спиртом.

 Рис. 2. Окисление спиртов

3. Окисление альдегидов мягкими окислителями: Рис. 3.

R-CHO + Ag2O ® R-COOH + 2Ag¯;

R-CHO + 2Cu(OH)2® R-COOH + Cu2O¯ + 2H2O.

 Рис. 3. Окисление альдегидов

4. При окислении аренов перманганатом или дихроматом калия образуется бензойная кислота:

5С6Н5-СН2-СН3 + 8KMnO4 + 12H2SO4 ® 5С6Н5COOH + 5СО2 + 8MnSO4 + 4K2SO4 + 22H2O.

2. Получение и применение уксусной кислоты

Способы получения:

1. Ферментативное окисление водных растворов этилового спирта:

CH3CH2OH + O2 CH3COOH + H2O.

2. Каталитическое окисление бутана кислородом воздуха (в промышленности) (Рис. 4):

 

Рис. 4. Центральный пульт управления цеха уксусной кислоты (Источник) (Фото А.Зорика)

2CH3–CH2–CH2–CH3 + 5O2 4CH3COOH + 2H2O

Применение:

· синтез хлорэтановой кислоты (и далее из нее – других органических веществ):

СН3–СООН ® Cl–СH2–COOH ® H2N–CH2–COOН.

· синтез сложных эфиров – ароматизаторов, лекарств, растворителей.

· получение ацетатов.

3. Получение и применение муравьиной кислоты

Получение:

Взаимодействие гидроксида натрия и монооксида углерода при нагревании и повышенном давлении (в промышленности):

NaOH + CO  HCOONa  HCOOH.

4. Получение и применение жирных кислот

Получение:

Гидролиз жиров:

 + 3NaОН ®  + 3RCOONa

Применение:

  Рис. 5 (Источник)

Соли жирных кислот являются поверхностно-активными веществами и применяются в качестве мыла (соли натрия – твердое мыло, соли калия – жидкое мыло).

ИСТОЧНИКИ

источник видео - http://www.youtube.com/watch?t=10&v=O03zz5psnC0

http://www.youtube.com/watch?t=4&v=0xG7ihpa7K4

http://www.youtube.com/watch?t=3&v=A3XlR12aDok

http://www.youtube.com/watch?t=1&v=d3riSd9TPw8

http://www.youtube.com/watch?t=5&v=Hc9CC0pUsUg

http://www.youtube.com/watch?v=spYux36l3cM

http://www.youtube.com/watch?v=rZiQRjBF-Pg

http://www.youtube.com/watch?v=nt7Q6j_AN-Y

http://www.youtube.com/watch?v=haj5sU8fwwY

http://www.youtube.com/watch?v=r2XmwCeLIIE

http://interneturok.ru/ru/school/chemistry/10-klass - конспект

https://sites.google.com/site/himulacom/zvonok-na-urok/10-klass---tretij-god-obucenia/urok-no40-prakticeskaa-rabota-no-3-polucenie-i-svojstva-karbonovyh-kislot - конспект

источник презентации - http://ppt4web.ru/khimija/karbonovye-kisloty.html

источник презентации - http://uslide.ru/himiya/31530-karbonovie-kisloti.html

Файлы