7 класс. Обществознание. Человек и экономика. Экономика

7 класс. Обществознание. Человек и экономика. Экономика

Комментарии преподавателя

1. Экономика семьи

Экономика семьи узкоспецифическая тема, но она является частью  глобальной экономической системы., потому что те процессы, которые происходят в обществе, отражаются и на отдельных людях. Семья это локальная маленькая группа и ее финансовые возможности складываются из возможностей всех участников этой группы.

Семья состоит из родителей и их детей, иногда из старшего поколения взрослых: бабушек и дедушек.

           

2. Материальные ресурсы

Ресурсы семьи состоят в первую очередь из материальных ресурсов. К этой группе можно отнести собственность, которой владеет семья (дом, квартира, приусадебный участок, предметы быта, автомобиль – все, что принадлежит совместно семьи).

   

Рис. 2. Собственность семьи – дом (Источник)  

3. Домовой

Люди во все времена исторической ретроспективы хотели жить счастливо и богато. Некоторые считали, что в их благополучии им помогают потусторонние силы. В России, даже в послехристианский период существовал такой мифологический персонаж как домовой. В советском мультике про домовенка Кузю, мультипликационный персонаж совсем не похож на темную силу. Домовой помогал хозяину дома быть рачительным, аккуратным, сколотить богатство и состояние. Люди суеверные, неграмотные хотели думать, что в природе кто-то потусторонний помогал человеку со стороны приобретать богатство, но даже поглядев на того же персонажа из мультфильма, можно понять, что все самое главное в человеческом благополучии, зависит от самого человека. То как человек относится к своим тратам, то, как он ведет домашнее хозяйство, и показывает насколько он хороший хозяин.

  

Рис. 1. Домовенок Кузя (Источник)

4. Трудовой ресурс

Второй ресурс – трудовой. В случае семьи – это те возможности, которые имеет семья. Например, отец может работать по дому, вести какое-то хозяйство. Дети помогают родителям убираться в доме, на приусадебном хозяйстве – это тот предел трудового ресурса, который привносят дети в семью. Вся совокупность возможностей – это трудовые ресурсы.

  

Рис. 3. Маленький помощник (Источник)

5. Энергетический ресурс

Есть еще энергетические ресурсы – хотя сейчас этот ресурс отдаляется от семейного очага. Раньше под ним понимали те ресурсы, которыми семья себя обогревала, получала тепло или освещение. Раньше это тоже был трудовой ресурс, люди просто кололи дрова, или заготавливали уголь, зажигали свечи. Сейчас энергоподача процесс более глобальный, но сюда можно отнести ресурсы по использованию семьей энергоресурсов.

Спланированная удача.

Доходы семьи бывают фиксированные и переменные. Из переменных доходов самыми счастливыми являются выигрыши в лотерею. Как показала практика, даже выигрыш в лотерею можно спланировать, чтобы выиграть гарантированно. В 1992 году в Вирджинии проводилась лотерея «6 из 44» с выигрышным фондом в 27 млн. долларов. Число комбинаций при таком варианте было 7 миллионов. Тогда несколько предприимчивых австралийцев создали фонд и собрали с 2,5 тысяч человек по 3 тис. Долларов каждый. На эту сумму они купили лотерейные билеты, свыше 7 миллионов штук, поскольку лотерея стоила 1 доллар, и заполнили вручную все возможные комбинации. В конечном итоге один из билетов естественно был выигрышным. Каждый участник получил троекратную прибыль в 9000 долларов.

6. Информационный ресурс

С трудовым ресурсом связан информационный ресурс. Делая что-то по дому, человек изучает процесс выполнения определенной задачи, даже если это касается элементарных вещей. Ему надо знать и уметь это делать, а учитывая то, что человеческая жизнь постоянно усложняется, в быту появляются все новые и новые вещи, приток информации по эксплуатации этих предметов накапливается и увеличивается.

Чтобы адекватно реагировать на  изменяющиеся условия в мире, чтобы создавать свой быт, соотносясь со временем: сделать теплые полы, поставить новые степлопакеты, приготовить по-особенному еду, чтобы это были не котлеты с макаронами, а предмет для наслаждения, нужно изучать все больше и больше информации.

7. Финансовый ресурс: фиксированные и переменные доходы

Последний ресурс – финансовый. Это все совокупные доходы, которые получает семья, чтобы поддерживать свое благополучие. Способы достижения финансового благосостояния бывают разными. Это могут быть фиксированные или переменные финансовые ресурсы.

Фиксированные доходы это те, которые поступают в семью в любом случае – если родители работают, то это заработная плата, деньги, которые получают от сдачи жилья в наем. Во Франции даже была профессия рантье, где человек зарабатывал деньги, сдавая жилье другим людям. Такой бизнес и сейчас существует в России, когда люди сдают свои квартиры, участки, автомобили в наем.

  

Рис. 4. Зарплата (Источник)

Переменные доходы – это доходы случайные, которые не планировались изначально. Это может быть лотерея.

8. Вклад детей в семейный доход

Большинство людей и семей, живут в условиях ограниченных ресурсов. Потребности человека постоянно растут, возможности же всегда ограничены этими потребностями. Семейному бюджету могут помогать и дети. Они подрастающее поколение и в России с 14 лет можно начинать трудовую деятельность. Естественно с некоторыми ограничениями.  Ст. 94 Трудового кодекса РФ гласит:

- Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: для учащихся общеобразовательных учреждений, совмещающих в течение учебного года учебу с работай, в возрасте от 14 до 16 лет – 2,5 часа, в возрасте от 16 до 18 лет – 4 часов.

Естественно эта работа может проходить с одобрения родителей и не должна мешать учебе. Кроме того подростки любого возраста не могут работать в ночные смены.

Бюджет семьи

Слово «бюджет» означает «сумка», в которой министр финансов Великобритании еще в средние века носил деньги и отчетные бумаги. В последующем эта сума стала символом совокупного дохода и расхода государства. Поскольку тема урока семейный бюджет – то это сума доходов и расходов семейных средств.

  

Рис. 5. Газовый счетчик (Источник)

9. Расходы семьи

Расходы бывают фиксированные и непроизвольные. Определенные вещи человеку в любом случае нужно оплачивать – это обязательные платежи: квартплата, оплата за аренду или кредит. Кроме того есть и необязательные платежи на приобретения продуктов питания (но это те продукты, которые не являются обязательными и повседневными).

В конечном итоге семейный бюджет это достаточно сложная система, каждый член семьи должен быть ответственным один за другого, понимать все сложности, быть экономным и бережливым.

 Рекомендованное домашнее задание

1. Подумай, какие еще могут быть фиксированные и непроизвольные расходы?

2. Напиши небольшой рассказ на тему: «Как я помогал бабушке в деревне?»

3. Найди интересные факты из лотерейных выигрышей в мире. Какую максимальную сумму выигрывал один человек?

4. *Составь бюджет семьи. Высчитай все доходы и расходы. Подумай, как ты можешь помочь родителям увеличить доходы семьи или снизить расходы?

Источник

http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/7-klass

Презентация

http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2014/04/15/ekonomika-semi

http://www.myshared.ru/slide/349870/#

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98691459 - тест

Файлы