7 класс. Обществознание. Человек среди людей. Отношения.

7 класс. Обществознание. Человек среди людей. Отношения.

Комментарии преподавателя

1. Введение

На прошлом уроке шла речь о том, что человек не может находиться вне социальных групп, на этом уроке пойдет речь о том в каких именно группах участвует каждый человек.

2. Распределение в группах

Участвуя в работе групп, человек занимает в них определенное положение. Положение людей в этих группах может быть разным, одни занимают более высокое положение, другие более низкое, одних слушают, других игнорируют. Так происходит, потому что в группах принято иметь определенного лидера, человека способного повести остальных за собой.

 

Рис. 1. Лидер

3. Лидерство

Особенностью этого процесса является то, что человек находясь в разных группах, может вести себя в них по-разному. Например, молодой человек находится в каком-нибудь сообществе в сети, и является в нем лидером, он может быть даже создателем этого сообщества – «отцом-основателем», в классе же этот юноша представляет собой заурядного школьника. Это положение не постоянное и может со временем меняться.

  

Рис. 2. Харизматический лидер (Источник)

4. Кто становится лидером

Лидерами становятся люди харизматические. Это означает, что у человека претендующего на роль лидера должны быть какие-то особенные качества, он должен уметь увлечь за собой и быть лучшим в том деле, которым занимается группа.

5. Структура и правила групп

Любое объединение людей имеет свою определенную структуру и правила. Если группа существует длительное время, таких правил в ней естественно будет больше чем в группе недавно созданной.

Находясь в любом объединении, каждый человек должен воспринимать себя на равных с другими, в то же время, если он хочет быть лидером, он должен привносить в группу что-то новое, как то ее модернизировать и улучшать.

6. Семантика групп

Каждая группа имеет свою систему ритуалов и взаимоотношений друг с другом и человек, находясь в такой группе, перенимает эту семантику и на себя. Этот процесс показан даже в российской пословице «С волками жить, по-волчьи выть». Но человек не животное, потому вступая в ту или иную группу, он должен знать, что хочет группа, с какой целью она создавалась, правильными для этого человека путями идут люди этой группы и какие последствия могут быть от их действий.

 

Рис. 3. Толпа (Источник)

7. Коллектив

Коллективно человек очень силен. Один человек – это существо с ограниченными возможностями, слабое, в отличие от большой группы. Человеку, в первую очередь, важно понять в каком сообществе он находится: в группе, которая помогает другим, делает добро, или наоборот. Ведь в начале, человеку очень часто бывает сложно определить этот путь.

8. Личная ответственность в группах

У индивидуума, участвующего в коллективе, часто складывается иллюзия защищенности, отсутствия персональной ответственности. Человек в такой ситуации сразу должен для себя решить: комфортно ему находиться в этой группе, интересна она ему – если нет, то лучше ее просто покинуть.

9. Неприемлемость чувства  избранничества

В группах, у человека может возникнуть чувство избранничества. Это самое страшное, так как никто не должен ставить себя выше другого, ведь каждый человек – это частичка глобального единого сообщества. Объединяясь в сообщества, человек не может, не должен и не имеет морального права отделяться от людей вообще – это главное условие человеческой жизни.

 

Список рекомендованной литературы

1. Певцова Е. А., Кравченко А. И. Обществознание 7. М.: ТИД «Русское слово».

2. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание 7. – М.: Дрофа.

3. Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Стрелова О.Ю. Обществознание 7. – М.: Мнемозина.

 

Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы

1. ДамОтвет.ру (Источник).

2. ШколаЖизни.ру (Источник).

3. Библиотека Гумер (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Прочитайте § 9 учебника Певцова Е. А., Кравченко А. И. Обществознание 7. с. 64–71. и дайте ответ на задания 1–4 на с. 71.

2. Напишите, какими лидерскими качествами обладаете вы, а каких вам не хватает. Подумайте, в каких группах вы бы могли стать лидером.

3. Поищите в недельной прессе статьи о лидерах и обозначьте, какие качества им свойственны.

4. *Составьте диаграмму футбольных клубов России. Какие клубы утратили свои лидирующие позиции по сравнению с прошлым годом?


Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.