Проектирование учебного занятия на компетентностной основе

Проектирование учебного занятия на компетентностной основе

Исключите лишнее из перечня типологии уроков. . Типология уроков деятельностной направленности

Комментарии преподавателя

Технология деятельностного метода обучения по Л.Г. Петерсон

                                                   «Любая деятельность может быть либо

                                                     технологией, либо искусством.

                                                      Искусство основано на интуиции,

                                                      технология – на науке.

                                                    С искусства все начинается,

                                                    технологией – заканчивается,

                                                    чтобы затем все началось сначала».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      В.П. Беспалько

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося».

Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов:

1. Самоопределение  к  деятельности (орг. момент).

На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу");

2) выделяется содержательная область ("могу").

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа дей­ствий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятель­ности учащихся, которое фиксируется ими самими.

3.  Постановка учебной задачи.

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с исполь­зуемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затрудне­ния. Учитель организует коммуникативную деятельность учениковпо исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эври­стической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения ( "открытие "детьми нового знания).

На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода вы­движение и проверка ими гипотез.

Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). После построения и обоснования нового способа действий но­вый способ действий фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре. В завер­шение устанавливается, что учебная задача разрешена.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием ус­тановленного алгоритма во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальнаяформа работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопро­верку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации си­туации успеха, способствующей включению учащихся в дальней­шую познавательную деятельность.

7. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изу­ченных алгоритмов и подготовку введения нового знания на после­дующих уроках.

8. Рефлексия деятельности (итог урока).

На данном этапе организуется самооценка учениками деятельно­сти на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия по­ставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели по­следующей деятельности.

Разрабо­танная последовательность деятельностных шагов называется технологией деятельностного метода.

Типология  уроков деятельностной направленности:

Тип урока

Этап процесса построения любой системы

1) Урок открытия нового знания (ОНЗ)

Построение нового элемента системы и установление первичных связей.

2) Урок рефлексии (Р)

Применение нового элемента в соответствии с установленной нормой и коррекция нового элемента.

3) Урок систематизации знаний (С)

Установление связей между новым и исходными элементами системы.

4) Урок развивающего контроля (К)

Контроль деятельности системы.

 

Остановимся более подробно на типе урока ОНЗ  (урок открытия нового знания)

Основные цели уроков ОНЗ:

1.Образовательная цель - расширение понятийной базы (предметной, надпредметной).

2.Метапредметная цель – формирование умения самостоятельно строить и применять новые знания.

Логика построения урока ОНЗ на основе технологии деятельностного метода.

1этап. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа:включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

1. Знаю что значит уметь учиться (норма учебной деятельности)

2. Хочу учиться

3. Могу учиться (содержательные рамки)

4. Зачем мне надо учиться

Требования к этапу.

1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Формируемые УУД на данном этапе:

− самоопределение (Л);

− смыслообразование (Л);

− планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2этап.Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель этапа:готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

1.Актуализация необходимых ЗУН.

2.Обобщение ЗУН.

3.Пробное учебное действие.

4.Фиксация затруднений.

Требования к этапу.

1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.

3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).

4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.

5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

6) Мотивировать к пробному учебному действию.

7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

Формируемые УУД на данном этапе:

− анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

− использование знаково−символических средств (П);

− выполнение пробного учебного действия (Р);

− фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

− волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

− использование критериев для обоснования своего суждения (К).

3этап. Выявление места и причины затруднения.

Цель этапа:выявление и фиксация места и причины затруднения.

1. Перестаю действовать –  начинаю думать.

2. Что я делал, какие знания  применял?

3.  Где возникло затруднение?(место)

4.  Почему оно возникло? (причина)

Требования к этапу.

1) Организовать восстановление выполненных операций.

2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.

3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.).

4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Формируемые УУД на данном этапе:

− анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

− постановка и формулирование проблемы (П);

− структурирование знаний (П).

4 этап. Построение проекта выхода из затруднений.

Цель этапа:постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

1.  Какое знание строю, чему учусь? (цель проекта)

2.  Как строю и с помощью чего?       (выбор способа и средств)

3.  План построения нового знания.

Требования к этапу.

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).

4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Формируемые УУД на данном этапе:

− самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

− выбор наиболее эффективных способов решения задач (П);

− планирование (Р);

− прогнозирование (Р);

− планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

5 этап. Реализация построенного проекта.

Цель этапа:построение и фиксация нового знания.

1.  Реализация построенного проекта.

2. Фиксация нового знания в речи и знаково (ЭТАЛОН – инструмент для решения  задач данного типа).

3.  Решение задачи, вызвавшей затруднение.

Требования к этапу.

1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).

4) Организовать фиксацию преодолениязатруднения.

5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

Формируемые УУД на данном этапе:

− выдвижение гипотез и их обоснование (П);

− поиск необходимой информации из текстов (П);

− использование знаково−символических средств (П);

− моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, и т.д.) (П);

− самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);

− построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

− осознание ответственности за общее дело (Л).

6этап.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель этапа:применение нового знания в типовых заданиях.

1.  Решение типовых заданий на новое знание.

2.  Проговаривание во внешней речи(всеми учащимися).

Требования к этапу.

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах.

Формируемые УУД на данном этапе:

− выполнение действий по алгоритму (П);

− построение логической цепи рассуждений, доказательство (П);

− использование критериев для обоснования своего суждения (К);

− управление поведением партнёра (К);

− осознание ответственности за общее дело (Л).

7этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель этапа:самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

1.  Выполнение самостоятельной работы(решение типовых заданий).

2.  Самопроверка  (по эталону для самопроверки).

3.  Коррекция ошибок.

4.  Ситуация  успеха.

Требования к этапу.

1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки

3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).

4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

Формируемые УУД на данном этапе:

− использование знаково−символических средств (П);

− выполнение действий по алгоритму (П);

− доказательство (П);

− контроль (Р);

− коррекция (Р);

− оценка (Р);

− волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

8этап. Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа:включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

1.  Границы применимости нового знания.

2.  Задания, в которых новоезнание связывается с ранее изученными.

3.  Задания на повторение.

4.  Задания на пропедевтику изученияпоследующих тем.

Требования к этапу.

1)Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Формируемые УУД на данном этапе:

− нравственно−этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);

− анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);

− моделирование, преобразование модели (П);

− установление причинно−следственных связей (П);

− выведение следствий (П);

− выполнение действий по алгоритму (П).

9этап.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель этапа:соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

1. Фиксация нового содержания.

2. Рефлексия учебной деятельности(затруднение, цель, результат,как достигнут результат).

3. Самооценка деятельности на уроке.

4. Домашнее задание.

Требования к этапу.

1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Формируемые УУД на данном этапе:

− рефлексия способов и условий действия (П);

− контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

− самооценка на основе критерия успешности (Л);

− адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л).

 

 

 

Файлы