Author

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Петербург – культурная столица Российской Федерации. В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский образ Петербурга – один из наиболее важных. В нем идеально сочетаются прошлое, настоящее и будущее страны. Описывая детали городского пейзажа, автор помогает своему читателю понять внутренний мир героев, которые принадлежат к низшему классу.

На улицах города автор видит толкотню, известку, кирпич, а в воздухе чувствует пыль и летнюю вонь. С одной стороны, писатель описывает реальный город. Отличительная особенность заключается в изображении города, достопримечательностях Петербурга, а также топографической точности. Благодаря этому, у нас возникает чувство сопричастности к происходящему, и мы как будто чувствуем эту духоту. С другой стороны, перед нами престает странная атмосфера. Следуя за героем границы реальности исчезают. Жара характеризирует не только город, но и общество в целом. Вероятнее всего, для Достоевского духота – это символ безысходности. Герои мечутся, не могут найти прохлады и спастись от страшной жары. Многие жители давно потеряли смысл жизни и достаточно часто заканчивают жизнь самоубийством. Здесь можно встретить людей с высоким достатком и низким, шикарные подъезды и черные лестницы. Никто не остается равнодушным к пейзажам столицы: все вокруг вызывает раздражение. У каждого человека Петербург вызывает разные эмоции. Для богатых – это перспективное место, где есть веселье. Бедные видят его серым и безысходным.

Родион Раскольников – главный герой романа, принадлежит к низшему слою общества. Поэтому в описании его жилья мы видим тесную и темную коморку, которая скорее похожа на шкаф, чем на квартиру. Пульхерия Александровна вообще сравнивает ее с гробом. Пыльное помещение, с ободранными обоями и низким потолком – не самые лучшие условия для жизни. Неудивительно, что такая атмосфера угнетала и героя, и он даже подумывал о самоубийстве. Теснота и неудобство касаются не только помещений, но и внутреннего мира самых героев. Раскольников думает о чудесных фонтанах, которые помогают хоть немного спастись от жары, когда планирует убийство. Возможно, именно они должны были стать спасательным кругом для главного героя.

    Автор искусно изобразил социально-бытовую проблему в своем романе. Жалкое существование героев, теснота и грязь помогают читателям почувствовать среду, в которой живут и выживают люди. Мне кажется, что именно угнетенная атмосфера Петербурга и подтолкнула Раскольникова на убийство.