Author

Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Чичиков среди помещиков и чиновников значительно выделяется. На их фоне – бездеятельных, не способных вести хозяйство, неподвижных и ленивых, Чичиков – предприимчив, деловит и трудолюбив. Он совершенная противоположность всем чиновникам и помещикам, ему не интересна карьера, статус, ведь служба для него заключается только в обогащении.

Главный герой отличается от других не только своим характером, но авторским изображением. Вот, например, все помещики представлены как-то просто, без истории из биографии. Об их прошлом известно очень мало, всего пару строк отведено для каждого героя. А вот Чичиков -  другое дело. И это все, скорее всего, не зря.

Помещики и чиновники представлены уже как сложившиеся персонажи, которых все устраивает, поэтому они являются неподвижными. Чичиков, наоборот, олицетворяет что-то новое, что формируется в недрах старого строя. Здесь Гоголь и решил раскрыть схожий характер и показать процесс его становления.

Описывая помещиков, автор выделяет и подчеркивает в каждом из них одну, характерную черту. А при описании Чичикова  он раскрывает его со всех сторон, тем самым показывая его многоликость. Но несмотря на все его отличия, сходство с чиновниками все же есть. Как и других представителей этого общества Чичикова не интересует развитие страны, государства, при этом он заявляет, что не ощущает себя «гражданином земли своей». Он по сути эгоист, энергия и целеустремленность которого  направлены только на самого себя.

Чичиков – это открытие в русской литературе. Во время развития общественных отношений, старый феодально-крепостнический строй начал быстротечно разрушаться. Манилов, Плюшкин и Ноздрев уже не могли править страной, государством, а даже и собственным хозяйством. Тот период требовал новых людей – хватких, энергичных, настроенных на великие дела, свершения и изменения. Таким был Павел Иванович Чичиков, образ которого и олицетворял собой социально-психологическое обобщение. О нем можно говорить не только  как о литературном персонаже, но и так называемой «чичиковщине» – особой социально-психологической практике довольно большого круга людей. Чичиковщина просто страшна для мира своей воинствующей и возрастающей подлостью. Вместе с чичиковщиной идет полное уничтожение человечности в самом прямом смысле слова.

Чичиковщина олицетворяют собой самый низкий и страшный круг Руси. Она страшна тем, что скрывается за внешней благовидностью и никогда не признается в совершенной подлости.