Author

«Отцы и дети» как философский роман

«Отцы и дети» как философский роман

Одним  из самых блистательных литературных произведений XIX века является роман «Отцы и дети» И.Тургенева. В 1961 году работа была закончена, а через год опубликована в «Русском вестнике». Год был необходим для того, чтобы продемонстрировать изменения после реформы и спор, который привел к расколу сил страны на демократов-разночинцев и дворян-либералов.

Автор в романе описывает состояние общества в период кризиса. Иван Сергеевич затрагивает животрепещущую тему 60-х годом, а именно взаимоотношения между «отцами» и «детьми». Это конфликт олицетворяет философию демократов во главе с Евгением Базаровым и либералов  в лице Павла Петровича Кирсанова.

Уже с заглавия романа понятно, о чем будет идти речь, и первые страницы подтверждают наши догадки. Мы видим противоречивость взглядов и противопоставление характеров. Описывая Базарова, автор рисует мрачную и изолированную от общества фигуру. Представляя Павла Петровича, обращает наше внимание на английский костюм и лаковую обувь. Его жизнь уже давно потеряла былой смысл, тогда как Базаров направляет свои силы на конкретные дела.

Молодежь хотела отказаться от всего старого и разрушить исторические памятки и традиции. А естественные науки следует рассматривать как «полезность»  по их мнению.

Кирсанов считал общество патриархальным, и в этом Базаров был согласен с ним. Но юноша считал, что эти предрассудки должны быть исправлены, потому как они не приносят пользы. Базаров отрицает и красоту природы и искусства. В разговоре с Павлом Петровичем он соглашается, что человек подвластен природе, но в то же время говорит: «Природа не храм, а мастерская». Для убедительности Евгений часто цитирует Паскаля Аркадия. Он понимает, что ему не в силах преодолеть законы природы, однако, он не опускает руки и желает бороться до последнего. Пройдя через жизненные невзгоды, он испытывает страсть, которую отвергал прежде. Базаров пытается заглушить ее, но все напрасно, и автор демонстрирует его зависимость от обычных ценностей и законов. Образ Базарова становится неоднозначным и сложным.

Мы наблюдаем за конфликтом «отцов» и «детей» от начала и до конца романа, однако, развязки ему нет. Автор оставляет финал на волю будущего. Герой с достоинством умирает. По мнению Тургенева, вызов основам жизни и нигилизм является причиной смерти Базарова. Читая роман, каждый задумывается над вечными проблемами. «Отцы» и «дети» — это прототипы прошлого и настоящего. Что возьмет вверх, будет видно в будущем.