Арабы в VI – XI веках. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс.

Арабы в VI – XI веках. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс.

Комментарии преподавателя

1. "Пять столпов" ислама.

Вся культура стран Халифата в период раннего Средневековья была связана с зародившейся на этой земле новой религией — исламом, основоположником которой стал пророк Мухаммед. Поклонники новой религии стали именоваться мусульманами (т.е. «вручившими себя Богу»), а сама же основанная Мухаммедом религия получила названиеислам («покорность Богу»). Мухаммед говорил о себе только как о последнем пророке («печати пророков»), который был послан Богом для вразумления людей. Среди своих предшественников он называл Мусу (Моисея), Юсуфа (Иосифа) и Ису (Иисуса).

Коран Переплет.PNG Священный камень Кааба.PNG Изучение корана в медресе.PNG
Коран. Переплет. Священный камень Кааба в Мекке. Изучение Корана в медресе.

После смерти Мухаммеда высказанные им мудрые изречения (откровения, переданные ему Богом) были сведены в главы (суры) и составили Священную книгу мусульман — «Коран» (по-арабски «чтение»), которая поныне является основным источником исламского вероучения.

Вероучение ислама опирается на "пять столпов". Все мусульмане должны верить в единого Бога —Аллаха и пророческую миссию Мухаммеда. Исламский «символ веры» выражается словами: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его». Для мусульман обязательна пятикратная ежедневная молитва (намаз) и пятничная молитва в мечети. Все мусульмане должны соблюдать пост и священный месяц Рамадан и хотя бы однажды совершить паломничество в Мекку — хадж. Эти обязанности дополняютсядолгом в случае необходимости участвовать в священной войне за веру — джихаде.

2. Арабская литература.

В VII—X вв. для всего огромного региона от Мавераннахра до Испании языком межнационального общения стал арабский язык. Культуру этого региона условно называютарабской, или мусульманской.

Наибольший расцвет арабской культуры приходится на VIII - XI вв. В начале этого периода были записаны многие произведения доисламской арабской устной поэзии. На базе староарабской поэзии, а также Корана сложился классический арабский язык Средневековья.

Поэзия тех времен во многом продолжала старые традиции, сохраняя свой жизнерадостный тон и воспевая старые традиции, любовь, веселье, вино.

В прозе был популярен жанр любовно-приключенческих рассказов и анекдотов из быта разных слоев населения. В X—XI вв. сложился знаменитый сборник сказок «Тысяча и одна ночь», в который вошли переработанные и перенесенные в арабскую среду сюжеты персидских, индийских, греческих и иных сказок народов ближайших к арабам стран.

3. Развитие архитектуры.

Арабское письмо - консонантное буквенное письмо.PNG Часть Соборной мечети Куфы носит название Дакатольказа.PNG Арабский стиль в архитектуре.PNG Мечеть в Кордове.PNG
Арабское консонантное буквенное письмо. Дакатольказа - часть Соборной мечети Куфы. Арабский стиль в архитектуре.

Архитектура в странах Халифата развивалась на основе переработки арабами эллинистическо-римских и иранских художественных традиций. Наибольшей известностью пользуются культовые и дворцовые здания. Это

  • мечеть Амра в Фустате (VII в.),
  • соборная мечеть в Куфе (VII в.),
  • знаменитый храм «купол скалы» в Дамаске.

Уже при Омейядах стали возводить купола и минареты.

Мечеть Амр ибн Аль-Аса. Фустат, Египет.PNG Мечеть Омеядов в Дамаске 8 век.PNG Храм «купол скалы» в Дамаске.PNG
Мечеть Амр ибн Аль-Аса. Фустат,Египет. Мечеть Омейядов в Дамаске. Храм "Купол скалы" в Дамаске.

4. Развитие науки.

Центрами науки были Куфа, Басра, Харрон, Багдад. В Багдаде был создан «Дом науки», представлявший собой соединение своего рода библиотеки, академии, обсерватории и коллегии переводчиков.

В IX в. во многих городах Халифата появились публичные библиотеки и обсерватории. В X в. сложился тип средней и высшей мусульманской школы—Мадраса (медресе).

Значительных успехов достигла философия, воспринявшая эллинисти-ческое наследство, в частности идеи Платона, Аристотеля, неопифагорцев. Наиболее известными философами являлись ал-Кинди (IХв.),ал-Фараби(Хв.), Ибн Сина. Близкий к карматам философский кружок в Басре («Братья чистоты») составил энциклопедию философских научных достижений своего времени (конец IX в.). Многие из философов и ученых были энциклопедистами. Так, Ибн Сина известен как философ, медик и поэтал-Бируни —филолог, историк, математик, астроном.

К IX—XII вв. завершилась разработка ортодоксальной системы исламской теологии, появился культ святых.

К занятию прикреплены файл " Это интересно! " и файл  "Тест". Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время .

Использованные источники:  

http://www.youtube.com/watch?v=rEWfx4AMb7M

https://www.youtube.com/watch?v=JLIAmv9oxXA

Файлы